ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ
Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. В течение двух лет проходила апробация обучения по парциальной программе духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.
Парциальная программа духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.
Мероприятия с детьми по духовно-нравственному развитию за 2019-2020учебный год
Занятие по теме: «Первый снег. Ангел белую крупу сыплет из-за тучи» Занятия по теме: «Икона в моем доме»
Итоги апробации обучения парциальной программы духовно-нравственному развитию детей 5 -6 лет
В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество – это разрушение личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Работая над программой реализуем следующие задачи с детьми :усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Высшему; формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками ; деятельное отношение к труду: ответственность за свои поступки и дела ; организовывать свое рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы.
Для реализации этой программы в первую очередь провели работу с педагогами и родителями старшей группы это:
- Консультация – беседа с педагогами старшей группы по внедрению в работу программы «Православный компонент дошкольного образования к основной образовательной программе дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО» разработанной МБДОУ «Детский сад №14»ИГОСК. А также изучения комплекта методических материалов для реализации православного компонента для детей 5- 6лет.
- Провели анкетирование родителей о проведении основ православной культуры с детьми старшего дошкольного возраста через дополнительно- кружковую работу. Изучив анкеты родителей сделали вывод, родители дали свое согласия на проведения с детьми работы по православному компоненту через кружковую работу. Но два родителя попросили педагогическую помощь, поэтому с родителями была проведена консультация: «Православная культура как основа духовно-нравственного воспитания»
Для работы с детьми было необходимо много наглядности , поэтому завели папку для наглядного информационного материала по православной культуры, которая пополнялась в течение года.
Подводя итоги проделанной работы, хочется отметить, что у детей и их родителей уже стал появляться интерес к православному компоненту. Этот интерес проявляется не только в беседах, но и в детских рассказах. У детей начало проявляться уважение и милосердное отношение к ближним, сформировалось умение понимать своё место в семье, деятельно участвовать в домашних делах. У воспитанников начало формироваться ценностные отношения к прекрасному, представления об эстетических идеалах и ценностях, интерес к произведениям искусства, к занятиям художественным творчеством.
Мероприятия с детьми по духовно-нравственному развитию за 2020 -2021 учебный год
Занятия по теме: «Мир видимый и мир невидимый. Кто такие ангелы?»
Занятия по теме: «Страстная седмица и Пасха»
Итоги апробации обучения парциальной программы духовно- нравственному развития детей 6 -7 лет
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Работая над программой в подготовительной группе, ставим перед собой цель и реализуем следующие задачи детьми.
Цель программы: целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка посредством его приобщения к ценностям православной культуры.
Задачи : Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания, послушания родителям, любви к семье, Родине, гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия, стыдливости совершения безнравственных поступков, взаимопомощи, ответственности и заботы.
Формировать нравственное сознание на основе базовых понятий духовности, нравственности и норм христианской этики (о добре и зле, правде и лжи, трудолюбия и лени, послушания, честности, милосердия, кротости, прощении), основных понятий нравственного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность);
Приучать детей к формам нравственного поведения, опираясь на примеры из жизни святых и людей благочестивых, прививать навыки доброделания и благотворительности.
Для реализации этих задач в первую очередь проводилась работа с педагогами подготовительной группы это: Консультация – беседа с педагогами подготовительной группы по продолжению внедрения в работу программы «Православный компонент дошкольного образования к основной образовательной программе дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО» разработанного МБДОУ «Детский сад №14»ИГОСК. А также изучения комплекта методических материалов для реализации православного компонента для детей 6-7лет на второй год обучения.
Воспитателям подготовительной группы была дана консультация по теме : «Значимость проблемы по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»
Для работы с детьми по реализации данной программы была создана папка наглядного - информационного материала по православной культуры . В папки к каждому занятию с сентября по май распечатан и подписан наглядный материал для работы с детьми подготовительной группы. Занятия проводились один раз в неделю. Диагностика православного компонента в подготовительной группе показала ,что усвоения материала детьми составила 93%.
Подводя итоги уже проделанной работы, хочется отметить, что дети с удовольствием посещали эти занятия и проявляли интерес к православному компоненту.
У воспитанников возрос интерес к духовно – нравственному, культурно – историческому наследию и православной культуре. В процессе работы у каждого ребёнка сформировались представления о важных духовно – нравственных ценностях, личное отношение к ним, готовность к самостоятельному выбору, оценке того или иного поступка, гуманному взаимодействию с окружающим миром.
Реализации парциальной программы духовно нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.
В рамках реализации парциальной программы духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста, были поставлены следующей цели и задачи: приобщение детей к духовно-нравственному воспитанию, ознакомлению их с красотой окружающего мира, историей православных праздников, историей родного края, историей храма города Изобильного, с жизнью святых людей. Данные задачи решались во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Использовали разные методы и приемы: экскурсии по городу, целевые прогулки, наблюдения, показ сказок педагогами, с детьми рассматривание иллюстраций, предметов, репродукций картин, проведение дидактических игр. Педагоги воспитывают у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания, послушания родителям, любви к семье, Родине. Воспитатели проводили беседы на этические темы, обсуждали положительные и отрицательные поступки детей. С детьми старшей и подготовительной групп проводили занятия используя методический материал православного компонента, предоставленный коллегами МБДОУ « Детский сад №14» ИГОСК. На занятиях, знакомили детей с традиционными духовными представлениями и образами, государственно – церковными праздниками, традициями, обрядами предков. В своей работе педагоги старались использовать различные современные технологии , формы работы (проектная деятельность). Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения проблема очень важная и актуальная. В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира.
Старший воспитатель Головизнина Л.А. декабрь 2022г.
|